ktgr-1

Тяжелый танк «Королевский тигр». Оценка.

В 1942 году было выдано техническое задание на «Королевский тигр». В это время немецкие войска наступали на Кавказ и Сталинград, а производство «Тигра» шло полным ходом. И вермахт тогда совсем не планировал отступать. Тогда зачем было планировать тяжелый, малоподвижный танк, хороший в обороне? Ответ прост. Этот танк создавался под пушку, что было редчайшим случаем в истории танкостроения. Обычно было наоборот.

Исключительные баллистические качества созданного орудия Pak 43 приводили к мысли использовать его на танке. А поскольку «Тигр» в себе такое орудие не вмещал из-за недостаточных размеров башни, а качества САУ «Фердинанд» с пушкой Pak 43 были не достаточно высоки, то было принято решение о создании мощной, неуязвимой машины.

Три основных оценочных параметра танка: огневая мощь, броневая защита и подвижность.

Вооружение танка — 88-мм пушка Pak 43, считается одним из самых лучших орудий второй мировой войны. На дистанции 1500 м ее бронебойный снаряд пробивал броню, толщиной 215-мм. Другими словами, снаряд на расстоянии прямого выстрела был способен поразить любой, существовавший тогда танк. Однако, ни один танк такой броней не защищался. Напрашивается вопрос — зачем нужна пушка, которая во многом перекрывает возможности цели ей противостоять? До конца войны хорошо справлялись с данными условиями пушки 88-мм KwK 36, 75-мм орудия. Логичнее было бы использовать такую пушку в самоходном варианте, но не на массовом танке.

ktgr-2

Что касательно защиты, то «Королевский тигр» несомненно самый толстобронный танк второй мировой войны. Причем, такое стремление создания неуязвимого танка привело к росту массы танка. Результат оказался не ожидаемым.

Кажется, что проектировщики танка не учли ни один метод борьбы с ним. Это и расстрел танка вплотную, как на Сандомирском плацдарме, это и уничтожение танков группой парашютистов с «базуками». Идея такого танка работала бы исключительно при навязывании боя с дальней дистанции. Но для этого необходимо было постоянное маневрирование на поле боя, что не обеспечивалось ни двигателем ни трансмиссией. С одной стороны не было двигателей подходящей мощности, с другой уменьшение удельного давления в связи с применением двух рядов катков и сверх широких гусениц.

PzKpfw-VI-Konigstiger

Вывод о танке был сделан на полигоне и в СССР:

Танк имеет большое количество конструктивных недостатков.

1. Бортовая передача разрушается полностью через 250-350 км пробега вследствие недостаточной прочности подшипников.

2. Зубцы венцов ведущих колес, ввиду применения двойного трака с одной цевкой изнашиваются полностью через те же 250-350 км и дальнейшая эксплуатация невозможна.

3. Направляющие гребни заклиниваются между дисками опорных катков.

4. Коробка передач перегревается.

5. Двигатель перегружен и имеет тенденцию к перегреву и заклиниванию вала.

Теперь уже можно смело утверждать, что «Королевский тигр» является самым бесполезным немецким танком периода второй мировой войны. Львиная доля танков была просто брошена экипажем в связи с техническими поломками.

Желание создать «оружие возмездия» перевесила здравый смысл, достигло своего апогея в создании сверхтяжелого танка «Маус».

Продолжение следует.

Приложение к журналу «моделист-конструктор», М. Барятинский, Тяжелый танк «Королевский тигр», №2(35), 2001 год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *