ktigr2

Тяжелый танк «Королевский тигр». 1

Еще в августе 1942 года Управлением вооружений сухопутных войск вермахта было разработано техническое задание на тяжелый танк, который должен заменить недавно запущенный в производство Pz VI.Aust.E под названием «Тигр». На новом танке планировалось использовать пушку Krupp 88-мм с длиной ствола в 71 калибр. Осенью 1942 года за дело взялись Henschel и конструкторское бюро Ф. Порше.

Порше не смог предложить ничего нового, главными недостатками его проекта были низкая надежность электротрансмиссии, дороговизна и невысокая технологичность. Тем не менее, в 1943 году завод в Эссене успел изготовить 50 башен для танка Порше.

Танк Эрвина Адерса отвечал требованием военных. В том числе — максимальная унификация с «Пантерой II». Впрочем, это были достоинства этого проекта, хотя так же ничего нового предложено не было. Были взяты пропорции «Пантеры» вместо «ящикообразного» корпуса, изменив угол расположения 150-мм брони. Девять сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией, 700-сильный двигатель Maybach HL 230P30. Орудия же были унифицированы с «Пантерой II».

ktigr3

В середине января 1943 года модель танка увидел Гитлер, который одобрил проект и 20 октября на полигоне Арис фюреру продемонстрировали полноразмерный деревянный макет танка. Новая машина получила обозначение Pz.VI.Aust.B, позже замененное на Tiger II. Неофициальным же названием было «Королевский тигр». В вермахте это название употреблялось не часто, но у противников Германии, в нашей стране, прижилось именно оно, в то время как названия «Тигр Б» или «Тигр II» могут вызвать недоумения.

В начале 1944 года началось серийное производство. Однако, заказ в 1237 танков от Управления вооружений выполнить не удалось по причинам вполне понятным. Союзники не переставая бомбили немецкие города, в том числе доставалось и заводам. По данным немецкого исследователя В. Шпильбергера, было выпущено всего 481 экземпляр данного танка.

ktig1

На первых 50 танках устанавливалась башня Порше, которая была склонна к рикошету вниз при попадании в лобовую часть. К маю 1944 года была разработана новая башня, которую стали устанавливать с 51-ой машины. Ее объем позволил увеличить боекомплект с 77 до 84 выстрелов.

В процессе модернизации в конструкцию были внесены и другие изменения. Была усовершенствована конструкция пушки, усилено бронирование моторного отделения, новый прицел и т. д. А в 1945 году была внедрена бескомпрессорная продувка ствола пушки. По мере окончания войны, в конструкции танка вносилось все больше упрощений.

В среднем на сборку одного танка требовалось 14 дней, 119 798 кг стали (77 469 кг для «Пантеры»).

tigr4

В 1945 году несколько танков были переделаны под командирские. Сократив боекомплект и демонтировав спаренный пулемет, были размещены радиостанции. Собственно, только линейный и командирский варианты существовали для «Королевского тигра», хотя были несколько не реализованных проекта.

К примеру, танк, вооруженный 105-мм пушкой в металле так и не реализовался. Не получили ход и САУ на базе танка. До конца войны была изготовлена одна машина без вооружения, которую захватили союзники. Другие проекты так же остались на бумаге.

Вернемся к конструкции. Компоновка танка была такой же, как и у всех немецких танков времен Второй мировой войны, с передним расположением трансмиссии. Отделение управления занимало переднюю часть танка, в котором размещались главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота. Органы управления размещались слева от коробки передач — контрольные приборы и сидение механика-водителя. Справа — сидение стрелка-радиста, курсовой пулемет и часть боекомплекта.

Продолжение следует. 

Приложение к журналу «моделист-конструктор», М. Барятинский, Тяжелый танк «Королевский тигр», №2(35), 2001 год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *