Miniatyra_54

Советский средний танк Т-24

Танк T-24 был первым серийным танком, полностью изготовлявшимся советской промышленностью. Он был дальнейшим развитием опытного танка Т-12. Производством занимался Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ). Первые три шасси были изготовлены летом 1930 года. Одно из них почти сразу же начало сравнительные испытания из Т-12 на полигоне в Кубинке. Испытания проходили хорошо, но обнаружили немало недоработок, например неэффективную систему охлаждения. Серийное производство сначала планировалось в количестве 200, а затем 300 штук. Однако оно было закончено после изготовления всего лишь 25 укомплектованных танков. Не начинать крупносерийное производства решили по нескольким соображениям. Танк требовал доработки и решения проблем, например с коробкой передач, а также, учитывая значительную степень сложности конструкции, значительной перестройки производственной базы, на что нужно было время. Армия же нуждалась в танке почти немедленно.
Т-24 был публично представлен в 1931 году во время парада ко дню Октябрьской революции. До 1932 г. он был вооружен только пулеметами. В малочисленных строевых частях его рассматривали как танк поддержки. Большинство этих танков использовались в учебных целях в Харьковском военном округе. В 1938 году их признали устаревшими и, учитывая отсутствие запчастей, решили превратить в неподвижные огневые точки в пограничных укрепленных районах. На этом же шасси позже строились тяжелые тягачи.

Танк имел классическую компоновку: спереди отделение управления, посередине — боевое, накрытое башней, сзади — моторное и трансмиссионное. Экипаж состоял из 5 человек. Башни и корпус были изготовлены из стального проката толщиной 8,5 мм (крыша и дно) и 20 мм (корпус, стороны башни), что на то время обеспечивало защиту от пулеметного огня на любой дистанции. Обе башни могли вращаться независимо одна от другой на 360°. Передние плиты корпуса были слегка наклонены от вертикали, что способствовало рикошету пуль. Плиты соединялись между собой заклепками. Основное вооружение танка составляла 45-миллиметровая противотанковая пушка образца 1932 года. Она была дальнейшим развитием немецкой 37-миллиметровой пушки 3,7 cm PAK 36, которая была сконструирована в немецкой фирме «Рейнметалл» и производилась на Артзаводе №8 под Москвой. Дополнительным вооружением были 4 пулемета Дегтярева ДТ калибром 7,62 мм, размещенные в три яруса: один в корпусе, один спаренный с пушкой, один в башенке и один дополнительный сбоку башни.
Боезапас составлял 89 снарядов для пушки и 8000 патронов для пулеметов. Пушка имела угол наведения по вертикали от -5° к +30°. Силовым агрегатом был авиационный V-образный 8-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения М-6-300, дефорсированный до 250 к.с. при 1800 об./мин. Он позволял развить скорость 25 км/ч. по шоссе и 14 км/ч. по бездорожью. В баках содержалось 460 литров бензина, которых хватало примерно на 130 км по шоссе и около 100 км по бездорожью. В танке была применена планетарная коробка передач с четырьмя передачами переднего хода и одною заднего хода. Подвеска состояла из 4 тележек, на каждой из которых было по 4 опорных катка и 2 поддерживающих. Ленивец находился спереди корпуса, ведущая звездочка — сзади. Для улучшения возможности преодоления траншей и брустверов на задней плите была прикреплена лыжа, которую можно было отцеплять.

Skan_001Описание сборки:
Модель разработана в масштабе 1:25. Прежде чем начать сборку модели, следует внимательно ознакомиться с документацией в виде сборочных рисунков, а модель строить на основании очередности, приведенной в описании, имея в виду, что правая и левая сторона модели определяются по вектору направления движения. Для сборки модели будут нужны острые ножницы (малые и большие), моделистский нож (скальпель), картон толщиной 0,3 мм, 0,5 мм и 1 мм, проволока толщиной, приведенной в шаблонах, клей для картона (универсальный полимерный, «Момент», ПВА, нитроцеллюлозный НЦ, силикатный BCG и др.), краски для ретуширования кромок и проволочных деталей, металлическая линейка, мелкая наждачная бумага для шлифования шпангоутов, возможно, пробойник диаметром 1 для вырезания заклепок и отверстий для проводов. Труднодоступные детали на листах следует вырезать острым ножиком. Учитывая большое количество деталей и возможность изготовить подвижную ходовую часть, модель можно отнести к сложным.
Каркас корпуса:
Сборку модели начинаем с изготовления каркаса дет. 1*-12P*, все элементы которого подклеиваем картоном толщиной 1 мм. Начинаем с изготовления пола дет. 1*. Потом приклеиваем дет. 2*, которые стабилизируем дет. 3*. Приклеив боковые стенки дет. 4L*,4P*, добавляем к модели дет. 5*-12P*. Проверив симметричность каркаса, закрепляем все клеем.
Корпус:
На готовый каркас наклеиваем плиты обшивки дет. 13,13a, 13bP, 13bL, 14, 14a, 14b. Детали 13c, 13d, 13e, 13f, 13g, 13h, 14c, 14d, 14e, 14f, 14g вырезаем, формируем и приклеиваем в обозначенные места согласно рисункам. Надгусеничные полки дет. 15L, 15P приклеиваем в обозначенные места и стабилизируем дет. 15a, 15b. Глушитель изготовляем из дет. D1 16, 16a*, 16b, 16c, 16d, 16e, 16f согласно рисунку и прикрепляем к дет. 13. Чтобы изготовить крепление ведущего катка, приклеиваем дет. 17L и 17aL к корпуса, потом в дет. 17b*, 17c* вырезаем 1-мм отверстия, обклеиваем дет. 17d и прикрепляем, добавляем дет. 17e, 17f, D2. Так же делаем с другой стороны модели. Крюки изготовляем из дет. 18, 18a, 18b, 18c, 18d, 18e, D3 согласно рисунку. Два других типа крюков, мало отличающихся от предыдущего, то есть 19-D3, 20-D3, изготовляем так же. Собирать крепление ленивца начинаем с того, что приклеиваем дет. 21* и 21a*, обклеиваем дет. 21b и всаживаем в них дет. D4. Потом дет. 21c наклеиваем на дет. D5 и добавляем дет. 21d, 21e, 21f. Передний пулемет изготовляем из дет. 22a и 22b, к которым приклеиваем дет. D6. и D7, которые обклеиваем дет. 23, 23a, 23b. Сборку петли передней дверцы начинаем с того, что свертываем дет. 24 в цилиндр, потом обклеиваем ее дет. 24a и 24b, вместе с дет. 24c приклеиваем все к дверце. Глушитель и детали 34, 34a, 35, 35a, 36, D8 советую приклеить только после того, как будет склеена ходовая часть, потому что для этого нужно перевернуть модель.
Агрегаты опорных катков:
Начиная сборку ходовой части, следует обратить особенное внимание, чтобы зазоры между катками находились точно на одной линии. Сборку начинаем с того, что склеиваем амортизатор с креплением. Дет. 25 и 25a* склеиваем вместе и обклеиваем дет. 25b. Потом приклеиваем дет. 25c вместе с дет. 25c, 25d, 25e*, 25f, 25i, 25j, 25k*. Дет. 25h наматываем на дет. D11 не приклеивая, соединяем с дет. 25g и приклеиваем к дет. 25e*. Все вместе дополняем дет. 251, 25m, 25n*, 25o с вырезанными отверстиями для оси диаметром 1 мм. Тележку склеиваем из дет. 26a и 26b*, которые обклеиваем дет. 26. В отверстия вкладываем дет. D9 и D10. Все вместе прикрепляем к дет. 25o. Опорные катки изготовляем из дет. 27*, которые обклеиваем дет. 27a и 27b, а затем прибавляем дет. 27c. Внутрь вкладываем ступицу, склеенную из дет. 27d, 27e, 27g, 27h, 27i. Готовые катки накладываем на дет. D10 и фиксируем дет. 27f. Поддерживающие катки склеиваем из дет. 28,28a*, 28b*, 28c*, которые обклеиваем дет. 28d и 28e. Внутрь вклеиваем дет. 28f и 28g.
Ведущие звездочки:
Сборку начинаем с того, что склеиваем вместе дет. 29 и 29a, которую наматываем, не приклеивая, на дет. D2. Потом приклеиваем дет. 29b, 29c, 29d. Все вместе фиксируем дет. 29e. Крепление закрываем дет. 29f, 29g, 29h.
Ленивцы:
Сборку начинаем с того, что наматываем, не приклеивая, дет. 30 на дет. D4. Потом приклеиваем ее вместе с дет. 30a, 30b, 30c к дет. 30f*. С другой стороны приклеиваем дет. 30g*. Все вместе обклеиваем дет. 30e и 30d. К дет. 30g* приклеиваем дет. 30h*, обернутую дет. 30i. С другой стороны приклеиваем дет. 30g* и 30j*, которые обклеиваем дет. 30d и 30e. К дет. 30j* приклеиваем дет. 30k и 30I. Ленивец накладываем на дет. D4 и фиксируем, чтобы не сдвинулся, деталью 30m. Крепление закрываем дет. 30n, 30o, 30p, 30q.
Задняя лыжа:
Сборку начинаем с того, что формируем дет. 31, используя дет. 32gP. Потом дет. 32 и 32a склеиваем вместе и прикрепляем к корпуса. Дет. 32bP, 32cP, 32dP, 32eP, 32fP, 32gP, 32h склеиваем вместе и приклеиваем к дет. 31. Готовую лыжу приклеиваем к дет. 32a и прикрепляем с помощью дет. 33 и 33a.
Башня:
Сборку начинаем с изготовления каркаса. Подклеиваем картоном толщиной 1 мм дет. 37*-49*. Каркас главной башни склеиваем из дет. 37*-41*, а башенки стрелка — из дет. 45*-49*. Дет. 50 и 50a подклеиваем картоном толщиной 0,5 мм и обклеиваем дет. 50b, внутрь вклеиваем втулку дет. 59, 59a, 59b, 59c. Потом приклеиваем к каркасу главной башни, обклеенной дет. 50c, 50d, 50e. В дет. 51* вклеиваем втулку дет. 60, 60a, 60b, 60c и обклеиваем дет. 51 а. Потом приклеиваем к каркасу башенки стрелка, обклеенной дет. 51b, 51c, 51d. Дет. 51e формируем в купол и добавляем закругленную дет. 51f. Дет. 52, 52a, 53, сформированную в купол, приклеиваем к главной башне. К дет. 53 приклеиваем ствол, состоящий из дет. 53a, 53b, 53c. В обозначенных местах на башнях приклеиваем пулеметные гнезда, состоящие из дет. 22a, 22b, 54, 55, 56. Потом приклеиваем к дет. 22b пулеметы, состоящие из дет. D7, 23, 23a, 23b. Добавляем петли дет. 57. Петли люка башенки стрелка изготовляем из дет. 58, которую формируем в цилиндрик, а потом приклеиваем дет. 58a, 58b, 58c, 58d.
Гусеницы:
Сборку начинаем с того, что склеиваем вместе дет. 61, 61a, 61b. Свободные концы дет. 59 сворачиваем в трубочки и приклеиваем дет. 61c, 61d, 61e. С другой стороны приклеиваем дет. 61f и обклеиваем дет. 61g. Отдельные звенья соединяем дет. D12. Следует склеить две пары гусениц по 70 звеньев в каждой.
Флаг:
Дет. 62 приклеиваем к мачте дет. D13 и все вместе прикрепляем на башенке стрелка согласно рисунку.

Перевод:
zwinąć element w wałek – свернуть элемент в цилиндрик
ukształtować na części nr 10 – сформировать на детали №10
wzdłuż tej linii rozciąć – разрезать вдоль этой линии
wzdłuż tych linii zagiąć element – вдоль этих линий согнуть деталь
L, P – lewy lub prawy element – левая или правая деталь
W – wyciąć dany fragment elementu – вырезать данный фрагмент детали
podkleić kartonem – подклеить картоном
230,5mm – podkleić tekturą 0,5 mm – подклеить картоном толщиной 0,5 мм
142a*! – wzmocnić klejem cyjanoakrylowym – укрепить цианоакриловым клеем
* – podkleić tekturą 1 mm – подклеить картоном толщиной 1,0 мм
** – podkleić tekturą 1,5mm – подклеить картоном толщиной 1,5 мм
a – skleić części razem – склеить детали вместе
| | – profil elementu – профиль детали
∩ – zagiąć element i skleić – загнуть деталь и склеить
23 – tu przykleić część nr 23 – тут приклеить деталь №23
0,5mm ** W – wkleić tekturę o grubości podanej w oznaczeniu – вклеить картон указанной в обозначении толщины
zapas – część zapasowa – запасная часть

Автор и разработчик модели – Себастьян Белик

Skan_002

Skan_003

Skan_004

Skan_005

Skan_007

Skan_008

Skan_009

Skan_010

Skan_011

Skan_012

Skan_013

Skan_014

Skan_015

Skan_016

Skan_017

Источники:
1. Renova Model. – Белик С. Т-24. Советский средний танк. – Renova Model, 2005 – 2006, № 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *