Miniatyura_133

Самоходно-артиллерийские установки на базе Panzer II. Часть 4

Легкая самоходная гаубица «Wespe» («Leichte Feldhaubitze» 18/2 auf GW II (Sd.Kfz.124). Другое обозначение: Gerät 803. Еще одной самоходно-артиллерийской установкой, созданной на базе танка Pz II, стала гаубица Wespe («Oca»). По замыслу создателей эта машина предназначалась для огневой и штурмовой поддержки пехотных войск.

Тактико-технические характеристики САУ Wespe

Ее проектированием занималось конструкторское бюро завода Allket в Берлине. В качестве базы было использовано шасси танка Pz ll Ausf F, подвергшееся значительной перекомпоновке и получившее обозначение Geschutzwagen II (Gw II). Двигатель сместили вперед и расположили сразу за трансмиссией. Вперед перенесли и агрегаты системы охлаждения двигателя. В результате в кормовой части корпуса освободилось место для боевого отделения с открытой сверху сварной боевой рубкой. Кормовой лист рубки мог откидываться в горизонтальное положение, в котором фиксировался упором. Это облегчало погрузку боеприпасов в САУ, подачу их с грунта при стрельбе, а также монтаж и демонтаж орудия.
Место водителя в ходе производства «Wespe» было несколько изменено, тем самым появилось две вариации машины. Ранний базировался на стандартном шасси Panzer II Ausf F, а поздний – на том же шасси, но удлинённом на 220 мм.

Самоходная гаубица «Wespe»

Самоходная гаубица «Wespe»

В амбразуре переднего листа рубки устанавливалась 105-мм легкая полевая гаубица leFH 18/2 с длиной ствола 28 калибров производства фирмы Rheinmetall-Borsig. Масса орудия составляла 726 кг. Гаубица 105mm leFH 18 могла вести огонь фугасными, кумулятивными или бронебойными снарядами. Горизонтальный угол наведения составлял 17° влево или вправо, вертикальный колебался от -5° до +42°. Боекомплект составлял 32 выстрела раздельного заряжания. Начальная скорость снаряда – 470 м/с. Максимальная дальность стрельбы достигала 10 650 м.
Дополнительное вооружение составлял 7,92-мм пулемет «Rheinmetall-Borsing» MG-34, перевозившийся внутри боевого отделения. Пулемет был приспособлен для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям. Личное вооружение экипажа составляли два пистолета-пулемета МР-38 и МР-40, хранившихся у бортов боевого отделения. Боезапас к пистолетам-пулеметам – 192 патрона.

Интерьер боевого отделения САУ «Wespe»

Интерьер боевого отделения САУ «Wespe»

На левом борту рубки устанавливалась радиостанция Fu Spr «f». В четырех металлических ящиках по бортам боевого отделения (по два с каждой стороны) размещался боекомплект.
Экипаж САУ состоял из пяти человек: командира, механика-водителя и трех канониров. Механик-водитель находился в специальной рубке слева от трансмиссии, изолированно от остальных членов экипажа, размещавшихся в боевом отделении. В переднем листе рубки был смонтирован прибор наблюдения со стеклоблоком триплекс. На марше передний лист мог откидываться вверх, открывая смотровой люк. В бортах рубки имелись смотровые щели, а в крыше – двухстворчатый посадочный люк.

САУ «Wespe» и ее экипаж. На заднем плане виден перевернутый танк M4 «Шерман». Восточный фронт

САУ «Wespe» и ее экипаж. На заднем плане виден перевернутый танк M4 «Шерман». Восточный фронт

На САУ устанавливались двигатель Maybach HL 62TR мощностью 140 л.с. и синхронизированная коробка передач SSG46 Aphon. Запас топлива – 170 л – размещался в двух бензобаках. Ходовую часть практически полностью заимствовали у танка Pz ll Ausf F, за исключением того, что верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя катками, а не четырьмя.
Боевая машина массой 11,48 т развивала максимальную скорость 40 км/ч, запас хода по шоссе составлял 220 км.
Для своевременной доставки боеприпасов на позиции, где находились САУ «Wespe», был разработан невооружённый тягач Munitions Sf auf Fgst PzKpfw II, способный за один раз транспортировать 90 снарядов. Передний лист рубки выполнялся глухим. Экипаж машины состоял из трёх человек. В случае необходимости на тягачи вновь устанавливались гаубицы.
САУ «Wespe» разрабатывалась конструкторами Alkett, а производилась компаниями Famo (Бреслау) и Vereinigte Maschinenwerke (Варшава). Изначально заказ на производство включал в себя 1000 машин, но к концу 1943 года заказ был уменьшен до 835 машин, включая перевозчики боеприпасов. До августа 1944 года заводские цеха покинуло 676 самоходных гаубиц «Wespe» (это название машина получила только в 1944 году) и 159 перевозчиков.
САУ «Wespe» поступали на вооружение первых дивизионов в артиллерийских полках танковых дивизий. В каждом дивизионе две батареи имели на вооружении по шесть самоходных гаубиц и два перевозчика боеприпасов в каждой. Одной из первых новые боевые машины получила дивизия СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер».

САУ «Веспе» (Sd.Kfz.124 Wespe) из 74-го полка самоходной артиллерии 2-й танковой дивизии вермахта, проезжает рядом с брошенным советским 76-мм орудием ЗИС-3 в районе города Орел. Немецкая наступательная операция «Цитадель»

САУ «Wespe» (Sd.Kfz.124 Wespe) из 74-го полка самоходной артиллерии 2-й танковой дивизии вермахта проезжает рядом с брошенным советским 76-мм орудием ЗИС-3 в районе города Орел. Немецкая наступательная операция «Цитадель»

Боевое крещение «Wespe» получили на Курской дуге в ходе операции «Цитадель». В ней приняли участие 68 самоходных гаубиц этого типа, 14 из которых были потеряны. Главной задачей частей самоходной артиллерии была огневая поддержка танковых частей. Самоходные орудия не участвовали в ближнем бое, но вели огонь с закрытых позиций, находясь в непосредственной близости от передовой. В боекомплект самоходок входили бронебойные выстрелы, которые позволяли машинам в случае соприкосновения с противником эффективно бороться с танками.
САУ, защищенные тонкой броней и имеющие высокий силуэт, представляли собой отличную цель для пушек и танков противника. Поэтому потери частей самоходной артиллерии были достаточно высоки. До конца 1943 года на Восточном фронте было подбито 98 САУ «Wespe». Позже такие самоходки использовали в танковых соединениях Вермахта и войск СС на всех фронтах вплоть до конца войны. К 1 марта 1945 года безвозвратные потери этих машин составили 355 единиц. Таким образом, в войсках в этот период еще оставалась 321 самоходная гаубица.

САУ «Веспе» и «Хуммель» (на заднем плане), уничтоженные войсками 1-го Белорусского фронта на территории земли Бранденбург в Германии в 1945 году.

САУ «Веспе» и «Хуммель» (на заднем плане), уничтоженные войсками 1-го Белорусского фронта на территории земли Бранденбург в Германии в 1945 году.

В целом, «Wespe» как и противотанковая САУ «Marder», оказалась наиболее удачной самоходно-артиллерийской установкой, созданной на базе танка Pz II. Продуманная компоновка и размещение качающейся части гаубицы почти по оси центра тяжести машины позволили равномерно распределить массу на опорные катки, что обусловило высокую живучесть ходовой части. САУ получилась легкой и маневренной, полностью соответствовала своему назначению и пользовалась популярностью в частях Панцерваффе.

В настоящее время экземпляры САУ «Wespe» сохраняются в танковом музее в Сеймуре и мемориальном музее в Байо (Франция), военно-техническом музее в Кобленце (Германия) и в подмосковной Кубинке.

САУ «Wespe» в танковом музее в Сеймуре (Франция)

САУ «Wespe» в танковом музее в Сеймуре (Франция)

Источники:
1. По материалам сайта achtungpanzer.eu
2. По материалам сайта armoredgun.org
3. По материалам сайта panzervaffe.1939-45.ru
4. По материалам сайта pro-tank.ru
5. По материалам сайта protank.su
6. По материалам сайта reibert.info
7. По материалам сайта topwar.ru
8. По материалам сайта waralbum.ru
9. Барятинский М. Б. Танки блицкрига Pz I и Pz II. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО. – 2009. – 96 с., илл.
10. Барятинский М. Б. Танки III Рейха. Самая полная энциклопедия. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2011. – 512 с., ил.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *