Miniatyura_153

Разработки первых американских танков

В общеизвестной истории танкостроения есть огромный пробел, касающийся проектов первых танков, созданных в США. Сразу после первых сообщений о появлении на поле боя британских танков в сентябре 1916 г. пресса оказалась заполнена рисунками-версиями этого события. Пока не были опубликованы первые фотографии танков, художники изображали их либо в карикатурном, либо в совершенно фантастическом виде. Но боевые гусеничные машины, изображенные на картине, помещенной в американском журнале «Сайнтифик Америкен», хоть и сильно отличались от реальных британских танков (картина была составлена «по рассказам и слухам»), но выглядели вполне реальными и продуманными.
Возникало ощущение, что американцы «раскрыли» тут некий собственный уже существовавший проект. В самом деле, фирма «Аутоматик Мэшин Компани» (Бриджпорт, шт. Коннектикут) еще в 1915 г. предложила необычную боевую машину. Сохранились ее рисунок и эскизные компоновочные схемы, датированные 14 июля 1915 г.: на шасси гусеничного трактора водружался массивный корпус остроносой обтекаемой формы, по периметру которого в амбразурах и спонсонах установлены 7 пулеметов; в центре корпуса возвышается рубка водителя; силовая установка смещена к корме. Предложение не имело каких-либо последствий, так что рисунок в журнале не выдал бы никакого секрета.

Этот рисунок в журнале «Сайнтифик Америкен» якобы изображал «по рассказам и слухам» первый выход в бой британских танков. Но внешний вид изображенной боевой машины соответствует проекту «Аутоматик Мэшин Компани».

Этот рисунок в журнале «Сайнтифик Америкен» якобы изображал «по рассказам и слухам» первый выход в бой британских танков. Но внешний вид изображенной боевой машины соответствует проекту «Аутоматик Мэшин Компани».

Среди разных разработок танков, появившихся в США в период 1-й мировой войны, была еще одна машина, относящаяся к 1916 г., построенная компанией «Окленд Мотор Кар» (подразделение «Дженерал Моторз», впоследствии – «Понтиак») и известная под названием «Виктория» или «Гамильтон», по фамилии главного инженера «Окланд Мотор Кар». Требования к легкому танку якобы были представлены британцами – возможно, британцы раньше французов подумывали об использовании промышленности США для снабжения легкими боевыми машинами. В 1916 г. «танк Гамильтона» приобрел более-менее законченные очертания и даже был принят к постройке с рядом доработок.
Ходовая часть этого танка была специально разработана. Применительно на один борт она включала два опорных катка большого диаметра, переднее направляющее и заднее ведущее колесо. Гусеница была крупнозвенчатой, но траки имели очень небольшую ширину. Небольшая длина опорной поверхности гусениц облегчала повороты. На слабом грунте гусеница должна была погружаться, увеличивая площадь контакта. С бортов ходовая часть защищалась навесными бронелистами.
Лобовая часть танка собиралась из двух пластин, крепившихся продольно и имевших значительный угол наклона. Также под рациональным углом были установлены бронелисты надстройки корпуса. На крыше предполагалась установка бронированной рубки для командира танка. Основное вооружение танка, состоявшее из 37-мм пушки, должно было размещаться в лобовом листе корпуса. Не исключено, что вместо пушки мог быть установлен пулемет.
В 1917 г. опытный образец «танка «Гамильтона» поступил на испытания. У него были шансы на серийное производство, но летом 1918 года началось широкое использование в боях танков Renault FT-17. Американская армия осталась вполне довольна этой машиной и, недолго думая, купила лицензию на ее производство. В итоге от дальнейших работ по «танку Гамильтона» отказались.

«Танк Гамильтона»,  1916 г.

«Танк Гамильтона», 1916 г.

На уровне макетов корпуса с грубыми макетами вооружения, установленных на ходовое шасси, остались и два проекта машин, представленные в 1916-1917 гг. и известные под обозначением «Модель 75» (Holt 75 Model). Один из таких макетов с формой корпуса, напоминающей не то перевернутую лодку, не то продольно разрезанный паровой котел, с многочисленными амбразурами, был поставлен на полугусеничное шасси трактора «Холт». Фирма-разработчик этой машины, которую по большому счету можно считать бронетрактором, осталась неизвестной. Ясно только, что сам Холт к её проектированию отношения не имел, очевидно понимая бесперспективность этой затеи.

«Модель 75», 1916 год

«Модель 75», 1916 год

Чтобы сделать из трактора так называемый «танк», американские разработчики избрали тот же путь, которым годом ранее решили пойти французы. На тракторное шасси, с небольшими доработками, установили корпус оригинальной формы. Его центральная часть была выполнена почти цилиндрической, а передняя и задняя секции получили вид усеченного в продольной плоскости конуса. При этом кормовая часть оказалась вынесенной далеко назад и буквально нависала над землей.
С вооружением решили не мелочиться. По расчетам разработчиков, «модель 75» должна была нести одну пушку в носовой части корпуса, четыре «курсовых» пулемета (по два спереди и сзади) и ещё один пулемет устанавливался в цилиндрической башне на крыше корпуса.
Другой, более грубый макет коробчатого корпуса, также изготовленный не из броневой стали, поставили на полугусеничном шасси «Си.Л. Бест Трэктор Компани» (впоследствии объединилась с «Холт Мэнюфэкчуринг»), причем в передней части корпуса смонтировали приспособление для разрезания проволочных заграждений.
В еще одном варианте на таком же шасси «Си.Л. Бест Трэктор Компани» был установлен полуцилиндрический корпус, переходящий на конус в передней и задней частях, изготовленный из обычной котельной стали, а также макет башни.
Дирекция фирмы Holt отказалась финансировать проект и позднее макет этого танка использовали как средство дезинформации. Один экземпляр этого бронированного монстра был куплен вооруженными силами США. Правда, он был сразу же передан в ведомство Калифорнийской национальной гвардии. Он даже прошелся по ровной местности в сопровождении национальных гвардейцев, но вряд ли кого-то вдохновил. Эти машины, похоже, были рассчитаны только на пропагандистское шоу.

«Модель 75» в сопровождении национальных гвардейцев

«Модель 75» в сопровождении национальных гвардейцев

Источники:
1. По материалам сайта forum.worldoftanks.ru
2. По материалам сайта war-only.com
3. Федосеев С. Л. Танки Первой мировой. – М.: Яуза: Эксмо, 2010. – 640 с., илл. – (Великая забытая война).
4. Федосеев С. Л. Танки Первой мировой войны: иллюстрированный справочник. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2002. – 288 с.,: илл. – (Военная техника).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *