Miniatyura_188

Модификации танкеток ТК. Часть 1

Польские инженеры искали пути повышения огневой мощи и расширения диапазона использования танкеток TK на протяжении всего серийного производства этих машин.
Одной из первых появилась модификация TKF. Она отличалась новым двигателем Polski Fiat 122А рабочим объёмом 2592 куб.см. Он развивал мощность 42 л.с. при 2600 об\мин и тратил 70 литров топлива на 100 км по пересеченной местности и 36 литров по шоссе. Вооружение было усилено путем замены 7,92-мм пулемета на 9-мм пулемет Browning wz.28. Всего было построено 18 (по другим данным – 20) экземпляров.

Танкетка TKF в военном музее в Белграде

Танкетка TKF в военном музее в Белграде

В марте 1933 года завершились работы над созданием нового варианта разведывательного танка. После пройденных испытаний машина была принята на вооружение польской армии под обозначением ТКS.

Тактико-технические характеристики танкетки TKSОт ТК-3 этот вариант «позаимствовал» ходовую часть, от TKF – двигатель. Изменениям подверглась бронированная рубка, форму которой изменили для более удобного размещения вооружения, а толщину брони довели до 10 мм (днище – 5, крыша – 3 мм). К каркасу на заклепках крепились броневые листы. Внутри никакого разделения на отделения не было. Двигатель и главный фрикцион располагались по продольной оси корпуса. По обе стороны ничем не защищенного двигателя находились сидения: слева водителя, справа – стрелка-командира. Перед водителем размещались педали управления и штурвал механизма поворота. Спереди, сзади и сбоку стрелка располагались коробки с патронами. Внутрь танкетки можно было проникнуть через два люка в крыше с двухстворчатыми крышками. Командир вел наблюдение через три смотровые щели и перископ системы Гундляха.
Пулемет, оснащенный оптическим прицелом монтировался в специальной нише. Впрочем, внешне TK-3 и TKS отличались очень мало, чего не скажешь о ТТХ. В процессе испытаний выяснилось, что потяжелевший TKS обладает несколько снизившимися ходовыми качествами, из-за чего пришлось ввести расширенные до 170 мм гусеничные траки, а ёмкости 60-литрового топливного бака хватало на 180 км движения по шоссе, против 200 км у TK-3. Тем не менее, боевая ценность танкетки оценивалась достаточно высоко.

Танкетка TKS. На этой машине, в отличие от ТК-3, пулемет Hotchkiss был размещен в шаровой установке

Танкетка TKS. На этой машине, в отличие от ТК-3, пулемет Hotchkiss был размещен в шаровой установке

С момента начала серийного выпуска TKS в феврале 1934 г. и до сентября 1939 г. было собрано около 290 машин. Первоначально была собрана предсерийная партия из 20 танкеток, которые изготавливались из неброневой стали – эти машины предназначались для ознакомления и обучения личного состава польских танковых частей. В процессе производства в конструкцию TKS вносили различные мелкие улучшения, включая установку более мощного двигателя Polski FIAT-122BC (46 л.с.).

Танкетки TKS на маневрах польской армии, середина 1930-х годов

Танкетки TKS на маневрах польской армии, середина 1930-х годов

В основном танкетки распределили между танковыми ротами, но перед войной 40 танкеток TKS переоборудовали в бронедрезины типа ТК, часть из которых включили в состав бронепоездов.
Следующий вариант, названный TKW, больше всего походил на легкий танк. Шасси снова оставили без изменений, но в качестве новшества была добавлена маленькая башенка на крыше переделанного боевого отделения. Благодаря ей можно было вести круговой обстрел, в неё мог устанавливаться пулемёт или 20-мм автопушка. Толщина брони была увеличена до 20 мм.
Всего было произведено 6 образцов – прототипов и предсерийных, как пулемётных, так и пушечных. Хотя удобства для работы стрелка были минимальными, башня позволяла вести круговой обстрел, что существенно повышало эффективность танкетки. Хоть она и потяжелела почти на тонну, её скоростные качества пострадали незначительно. Всё бы ничего, да вот параллельно с TKW рассматривался малый танк 4ТР, на котором военные и остановили свой выбор.
4ТР был несколько надёжнее TKW, имел потенциал для развития. А танкетка с башней позже стала выглядеть как излишество. Проект свернули, машина в серию не пошла. Судьба построенных 6-ти образцов неизвестна, но ни одного до наших дней не сохранилось.

Танкетка TKW

Танкетка TKW

Несмотря на все улучшения, мощность вооружения танкеток TK оставляла желать лучшего. В 1933-1934 гг. несколько раз поднимался вопрос об их перевооружении пулеметами более крупного калибра. Самым подходящим вариантом казался 13,2-мм пулемет, однако для эффективной борьбы с бронетехникой вероятного противника он был также недостаточен. Тогда поступило предложение вооружить танкетки противотанковыми автоматическими пушками калибра 20-мм. В 1936 г. на рассмотрение поступило два варианта: с пушками фирмы Madsen (Дания) и Solothurn (Швейцария).
Проведенные в том же году тесты показали что оба орудия не обладают требуемой бронепробиваемостью, поэтому в июле-октябре 1938 г. на испытания поступил опытный образец TK-3, а с января 1939 г. к нему присоединились два TKS, вооруженные польской автоматической пушкой FK-A wz.38. Именно она и была выбрана для модернизации танкеток.

Танкетка TKS с 20-мм пушкой

Танкетка TKS с 20-мм пушкой

Планами перевооружения предполагалось, что до 30 января 1940 г. 20-мм пушками будут оснащены 110 танкеток, но до сентября 1939 г. в войска поступило всего 10 таких машин. По другим данным количество модифицированных танкеток составило от 15 до 24. Столь небольшое количество объясняется отсутствием пушек, производство которых разворачивалось весьма медленно. От стандартного (пулеметного) варианта они отличались наличием шаровой установки и длинным стволом пушки, выступающим за габариты танкетки. Пушечные TK-3\TKS поступили в распоряжение 10-й механизированной бригады, где они служили в качестве командирских танкеток.

(Окончание следует)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *