Miniatyra_40

«Международный» тяжелый танк Mk VIII. Часть 1

Самым сильным серийным танком, раз­работанным в конце войны и завершившим собой эволюцию ромбовидных тяжелых танков, стал англо-американский Мк VIII. Проектировать его начали летом 1917 года и для его массового производства во Франции планировалось построить завод, который выпускал бы ежемесячно по 300 машин. Известный как «Интернэйшнл» («Междуна­родный»), или «Либерти» (по марке двига­теля), он должен был стать в 1919 году ос­новным тяжелым танком союзников.

Общий вид тяжелого танка Mk VIII

Общий вид тяжелого танка Mk VIII

3 декабря 1917 года французское пра­вительство дало согласие на строитель­ство в Шатору завода, на котором до кон­ца 1918 года предполагалось собрать 1500 танков. Из США должны были по­ставляться двигатели, агрегаты трансмис­сии и электрооборудование; из Англии — элементы бронекорпуса, башмаки для траков, опорные катки, установки воору­жения, боеукладки, боеприпасы. Стоимость одного серийного экземпля­ра оценивалась в 5 тыс. фунтов. Французы рассчитывали не только получить себе поз­же завод, но и часть тяжелых танков – сами они смогли тогда поставить производство только средних и легких машин. Хотя амери­канцы и англичане не очень стремились де­литься новыми танками с французами. Но строительство завода затягиваюсь, только в октябре 1918 г. возвели мастерские. Бри­танская промышленность с большим напря­жением выполняла собственную программу, а американцы не смогли быстро органи­зовать производство двигателей. В резуль­тате американцы решили строить Мк VIII в рамках собственной танковой программы, а англичане – самостоятельно и используя свои двигатели. До заключения перемирия 11 ноября 1918 г. англичане ус­пели изготовить 100 полных комплектов де­талей, из которых собрали 5 единиц до пе­ремирия и 2 после.
Первенец с корпусом из не броневой стали с двигателем «Роллс-Ройс» изготовила компания «Норе Бритиш Локомотив» в Глазго, остальные – с нормальным бронированием – построил завод «Хапслет энд Озмондфорпе» в Лидсе. Силовая установка этих машин представляла собой два 6-цилиндровых 150-сильных «Риккардо», поставленных V-образно. Имевшийся в Бовингтоне экземпляр английского Mk VIII отличался от «стандартного» отсутствием наблюдательной башенки.
Один корпус из обычной стали переправили за океан для дальнейшей сборки машины. 29 сентября впервые прошли испытания Mk VIII, еще без вооружения. Впоследствии установили две пушки и пулеметы «Гочкис» — единственный американский Mk VIII с пулеметами этой системы.
Официальные испытания с успехом прошли в октябре. Все имеющиеся у англичан комплекты узлов и деталей доставили в арсенал Рок-Айлэнд (штат Иллинойс), где в 1919 – 1920 гг. собрали единственную серию в 100 машин для армии США – окончание войны поставило крест на планах дальнейшего строительства танка.

Демонстрация тяжелого танка Мк VIII. Хорошо видны отличия от Мк V в размещении экипажа, установке вооружения, возможностях наблюдения, обводах гусеничного хода

Демонстрация тяжелого танка Мк VIII. Хорошо видны отличия от Мк V в размещении экипажа, установке вооружения, возможностях наблюдения, обводах гусеничного хода

Каждый построенный в Рок-Айленд танк Mk VIII обошелся в 35 000 долларов США – большие деньги по тем временам. Сохранив жесткую подвеску, охватывающие корпус гусеницы и спонсоны для установки основного вооружения, MkVIII отличался целым рядом усовершенствований, двигатель пере­несли в корму и отгородили от обитаемого отделения перегородкой, сделав условия ра­боты экипажа более сносными. Рубку управ­ления совместили с большой рубкой, игра­ющей роль «пулеметной башни», на крыше которой поместили наблюдательную башен­ку со смотровыми щелями. В рубке разме­щались водитель, командир, пулеметчики, в спонсонах – наводчики (канониры) и заря­жающие. В силовом отделении, за сдвижной дверью в перегородке разместили инжене­ра и механика для наблюдения за двигателем и трансмиссией. Первоначально экипаж дол­жен был включать 11 человек, но с отказом от двух отдельных заряжающих и совмещением функций инженера и механика экипаж со­кратился до 8 человек (водитель, командир, два орудийных наводчика, три пулеметчика, инженер-механик). Доступ в танк осущест­влялся через бортовые двери и люк в «баш­не». Место водителя помещалось по оси ма­шины и было выдвинуто вперед, для наблю­дения он пользовался смотровыми щелями, которые могли изнутри закрываться заслон­кой с отверстиями.

Тактико-технические характеристики Mk VIII(Окончание следует)

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *