Miniatyura_109

Легкий танк Рено FT за границей. Часть 2

Вторым по численности парком танков «Рено» FT после окончания 1-й мировой войны располагало, как ни странно, молодое польское государство. Обладательницей FT-17 Польша стала в июне 1919 года, когда из Франции возвратилась Польская Армия генерала Халлера. Франция поспешила передать вновь образованной Польше 72 пушечных и 48 пулеметных «Рено» своего 505-го полка «штурмовой артиллерии». На этой основе в Лодзи сформировали 1-й польский танковый полк (первоначально со смешанными франко-польскими экипажами). Начиная с августа 1919 года. подразделения танкового полка участвовали в боях с Красной армией.

1919 год. Польская рота танков FT-17, прибывшая на фронт

1919 год. Польская рота танков FT-17, прибывшая на фронт

Вероятно, наиболее массово после 1-й мировой войны танки «Рено» использовались во время советско-польской войны 1919 – 1921 года. Вместе с поляками участие в боях принимали и французские военные, помогавшие Польше в ее войне против большевистской России. Но в 1920 году практически весь французский персонал отбыл назад во Францию. Всего за время советско-польской войны 8 танков было потеряно, а 12 повреждены и позже восстановлены. 7 танков стали трофеями Красной Армии. Некоторые FT-17, вышедшие из строя по техническим причинам или получившие повреждения в боях, устанавливали на железнодорожных платформах, превращая, таким образом, в импровизированные бронеплощадки. Они включались в состав бронепоездов или использовались самостоятельно.

На фото 1919 года – танк «Renault» FT-17, принадлежавший польской армии (польские танкисты даже позаимствовали многие детали французской униформы).

На фото 1919 года – танк «Renault» FT-17, принадлежавший польской армии (польские танкисты даже позаимствовали многие детали французской униформы).

После войны Польша получила небольшое количество танков для восполнения потерь, и к середине 30-х годов в польской армии имелось 174 Рено разных вариантов. Но к 1939 году в строю оставалось только 70 танков Рено и 32 были переделаны в бронедрезины. Свой последний бой польские «Рено» приняли 15 сентября 1939 года, пытаясь остановить атаку Гудериана на Брестскую крепость.
Италия стала обладательницей танков «Рено» FT в июне 1918 года, когда получила от Франции три FT-17 и один «Шнейдер». Совсем не то количество, на которое рассчитывала. У своего союзника по Антанте в 1917 году Италия заказала 100 легких танков «Рено» FT и 20 средних танков «Шнейдер», но на то время Франция едва обеспечивала танками собственную армию и не могла удовлетворить заявку. Когда выяснилось, что продолжения поставок не будет, со стороны итальянцев последовало решение самостоятельно начать производство танков. На базе танка «Рено» совместными усилиями фирм «Фиат», «Ансальдо» и «Бреда» был разработан легкий танк с использованием итальянских узлов и агрегатов, получивший обозначение «Фиат-3000» (модель 1921 года). Он заметно отличался от прототипа и стал, пожалуй, лучшим развитием «Рено» FT. До начала 1930-х годов танки «Фиат-3000» составляли основу танкового парка итальянской армии.

«Фиат-3000» (модель 1921 года)

«Фиат-3000» (модель 1921 года)

Активно использовались танки «Рено» и в ходе Гражданской Войны в России, причём успев повоевать как на стороне интервентов, так и на стороне белогвардейцев и Красной Армии. Одна рота была направлена в Румынию, но не успела принять участие в боевых действиях, и 12 декабря 1918 года была переброшена в Одессу. Первый бой танков состоялся 7 февраля следующего года, в ходе которой бронепоезд и лёгкие танки поддерживали атаку польской пехоты под Тирасполем. В ходе одного из последующих боёв один танк был захвачен войсками Второй Украинской Красной Армии и доставлен в Москву, где первого мая прошел по Красной Площади. После чего танк был доставлен на Сормовский завод для изучения и налаживания производства аналогичных машин. Танк, получивший обозначение «Рено русский» был выпущен в количестве 16 штук, каждый из которых имел собственное название. Наиболее известным является название первого выпущенного танка – «Борец за свободу тов. Ленин».

Танк «Русский Рено» РККА. Выпускаемые единичными экземплярами «Русские Рено» имели персональные «имена». Так, представленный на фото танк «зовут» «Борец за свободу тов. Ленин».

Танк «Русский Рено» РККА. Выпускаемые единичными экземплярами «Русские Рено» имели персональные «имена». Так, представленный на фото танк «зовут» «Борец за свободу тов. Ленин».

От оригинала танки отличались установкой двигателя «Фиат» мощностью 37 л.с. и клёпаной башней из листов катаной брони (как на первых французских «Рено»). В целом по своим тактико-техническим характеристикам танк «Русский Рено» не уступал прототипу, а по таким параметрам как максимальная скорость, запас хода и бронирование борта даже превосходил его. Первоначально танки сводились в автотанковые отряды, состоящие из двух подразделений бронеавтомобилей и одного – танкового, всего было сформировано 11 отрядов.
Служба «Русских Рено» в войсках, вопреки существующему мнению, героическими примерами не изобиловала, поскольку ни в каких боевых действиях гражданской войны принять участие они не успели. Имеется лишь скудная информация о том, что весной 1922 года два танка предполагалось использовать при подавлении крестьянского восстания, но из-за начавшейся распутицы (а проходимость «Русского Рено» оставляла желать лучшего) сделать этого не удалось.

Танки проходят по Красной площади во время парада. Москва, 7 ноября 1924 года. На переднем плане «Рено» французский, перевооруженный 37-мм морской пушкой Гочкиса отечественного производства, справа от него  – «Русский Рено» со смешанным пушечно-пулеметным вооружением

Танки проходят по Красной площади во время парада. Москва, 7 ноября 1924 года. На переднем плане «Рено» французский, перевооруженный 37-мм морской пушкой Гочкиса отечественного производства, справа от него – «Русский Рено» со смешанным пушечно-пулеметным вооружением

Начиная с 1924 года первые советские танки стали постепенно выходить из строя, из-за чего в конце 1926 года их пришлось подвергнуть ремонту с использованием деталей, снятых с уже списанных французских «Renault». Восстановленные таким образом машины продолжили свою службу в Московском и Ленинградском военных округах до весны 1930 года, когда вместе со своими французскими «коллегами» по приказу Реввоенсовета были выведены из состава линейных частей и отправлены на хранение.
К сожалению, до наших дней не сохранился ни один экземпляр «русского Рено». Имеются лишь уменьшенные музейные макеты и 3 копии, выполненные в натуральную величину. Одна стоит на постаменте у входа в Военно-исторический музей БТВТ в Кубинке (Подмосковье), вторая – на территории Ижорского завода (Санкт-Петербург) и третья на площади возле завода «Красное Сормово» (Нижний Новгород).

(Продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *