Miniatyura_93

Легкий танк Рено FT-17. Часть 2

Рено и инженер Сeppe работали над проектом, не дожидаясь официальных решений. 30 декабря 1916 года Рено сам представил доработанный полномасштабный деревянный макет танка Консультативному комитету. Новинка не понравилась как раз тем, что ее создатели считали главными достоинствами. Возражения генерала Муре включали, например, слишком большое смещение назад центра тяжести и небольшой вес танка – ведь это снижало его способность «затаптывать препятствия» (ударное действие еще многие годы, не без основания, значилось среди главных характеристик танка). Другой член комитета указал на плохую вентиляцию (эта проблема первых танков была уже хорошо знакома). Один армейский офицер назвал танк «изящной игрушкой», не более. Пулеметное вооружение сочли недостаточным, критиковали малые размеры машины, из-за которых она якобы не сможет преодолевать рвы и окопы. Однако семью голосами против трех Комитет поддержал проект и согласился на заказ первой партии в 100 машин.

Тактико-технические характеристики легкого танка Рено FT-17Первый прототип пулеметного танка был готов в конце января 1917 года и прошел испытания на заводе «Рено» в Бийанкуре (предместье Парижа). Этьен торопился испытать прототип в Шамплие (здесь с декабря 1916 года действовал учебный лагерь «штурмовой артиллерии»), дабы успеть исправить все недочеты до официальных испытаний в апреле. Испытания 9 апреля завершились успехом, и комитет, учтя мнение вице-секретариата изобретений, поддержал план Этьена на производство 1000 машин. В мае общий заказ на 1150 танков был утвержден. Официальные испытания легкого «Рено» прошли 21– 22 апреля в Марли. Танк показал явное превосходство над моделями «Шнейдер» и «Сен-Шамон».

Прототип танка «Рено» FT, вид спереди. Бийанкур, весна 1917 года. Машина имеет лобовую часть корпуса, частично собранную из литых деталей, и литую башню (ЯМ).

Прототип танка «Рено» FT, вид спереди. Бийанкур, весна 1917 года. Машина имеет лобовую часть корпуса, частично собранную из литых деталей, и литую башню (ЯМ).

Но уже через неделю министр вооружении и снабжения Тома на основании доклада командира учебного центра Марли (где в это время проходили начальное обучение и сколачивание первые подразделения средних танков) снова попытался притормозить выдачу заказа. Среди приводимых им замечаний – необходимость увеличить внутренний объем, разместить в башне вместе с пулеметчиком и его помощника, увеличить возимый боекомплект до 10 000 патронов. При этом не учитывалось, что роли помощника пулеметчика и подносчика боеприпасов будет играть сам танк. На самом деле одноместная башня имела другой недостаток, выявившийся много позже, – одному человеку приходилось решать задачи наблюдения, выбора целей и наведения оружия.

«Рено» FT с литой башней (пушечный вариант) преодолевает канаву. Хорошо видна крыша моторного отделения и крепление хвоста к корпусу танка (АСКМ).

«Рено» FT с литой башней (пушечный вариант) преодолевает канаву. Хорошо видна крыша моторного отделения и крепление хвоста к корпусу танка (АСКМ).

Время не ждало. Фронт требовал большого количества легких и дешевых боевых машин. Менять проект было поздно, а главнокомандующий торопил со строительством легких танков. Этьен предложил 500 танков из 1150 заказанных вооружить 8-мм пулеметом, а 650 – 37-мм пушкой без существенной переделки башни. Введение легких короткоствольных 37-мм пушек в боевые порядки пехоты также вошло в практику, а легкий танк выглядел для них отличным носителем. Затем Этьен предложил увеличить заказ до 2500 машин, включив в него и третий вариант танка – так называемый радиотанк в качестве командирского для связи между танковыми частями, пехотой и артиллерией. Главнокомандующий поддержал это предложение и, в свою очередь, повысил количество заказанных танков до 3500. С таким крупным заказом одна фирма «Рено» справиться в срок не могла, поэтому к строительству танков пришлось подключить фирмы «Берлие», «Шнейдер» и «Делонне-Белльвиль».

Первый образец радиотанка «Рено» TSF, вид сбоку. На хвосте закреплена опора для укладки антенны в походном положении

Первый образец радиотанка «Рено» TSF, вид сбоку. На хвосте закреплена опора для укладки антенны в походном положении

Прототип пушечного «Рено» был готов к июлю 1917 года, а первый «радиотанк» покинул стены завода в Бийянкуре 10 декабря 1917 года. Новые танки начали поступать во французскую армию с марта 1918 года, и до конца войны она получила 3187 машин.
Легкий танк получил официальное название «Char leger Renault FT modele 1917», сокращенно «Renault» FT-17. Индекс FT дала сама фирма, о его расшифровке в литературе существует ряд версий. Например, fabile tonnage («легкий вес»), franchisseur de tranchees («преодолевающий траншеи»). Но дело обстояло проще. Фирма «Рено», выполнявшая различные заказы военного ведомства, использовала двухбуквенные индексы для обозначения групп продукции: AG – легковые автомобили, EG – артиллерийские тягачи, FU – тяжелые грузовики и т. п. В этом ряду FT выглядит вполне логично.

 (Продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *