Miniatyura_91

Легкий танк Panzer II (PzKpfw II, SdKfz 121). Часть 4

Серийные танки Panzer II

Panzer II Ausf С. Хотя танки Pz II не участвовали в боях в ходе гражданской войны в Испании 1936 – 1939 годов, противоречивые оценки опыта этой войны сказались и в судьбе «двойки». С одной стороны, серьезным противником танков оказались легкие скорострельные противотанковые пушки, а их дальнейшее развитие предвещало конец карьеры легких танков в качестве боевых машин. С другой, опыт использования легких танков с пушечным вооружением признавали вполне удачным с оговорками о необходимости усиления их бронирования. Как бы то ни было, но Генеральный Штаб сухопутных сил одобрил дальнейшие заказы на легкие танки Pz II. Видимо, повлияли на это решение и продолжающиеся сложности с развертыванием производства средних танков. Не случайно более дешевые и менее металлоемкие легкие танки Pz II будут выпускать до 1943 года.
В 1938 году в производство пошла модификация Pz II Ausf C. Дальнейшие изменения были связаны с необходимостью повысить защищенность танков.

Чертеж легкого танка Pz I Ausf С, прошедшего модернизацию

На боевых машинах модификации «C» улучшили систему охлаждения двигателя и установили в смотровых блоках бронестекла толщиной 50 мм (у «А» и «В» – 12 мм). Темпы выпуска танков Ausf C были крайне низкими. Достаточно сказать, что в июле 1939 года собрали 9 машин, в августе – 7, в сентябре – 5, в октябре – 8, а в ноябре – всего 2 танка! Завершилось его производство в марте – апреле 1940 года. Это можно объяснить, по-видимому, тем, что еще до окончания производства началась модернизация боевых машин этой модификации и параллельно – вариантов «с», «А» и «В». Дело в том, что к этому времени немцы завершили анализ испанского опыта. И хотя Pz II в этой войне не участвовали, но и они, по сравнению с советскими легкими танками Т-26 и БТ-5, воевавшими на стороне республиканцев, и танками вероятных противников (французскими R35 и Н35, а также польскими 7ТР), имели слабое вооружение и бронирование.

Тактико-технические характеристики легкого танка Panzer II Ausf СОсновные улучшения немцы свели к увеличению толщины брони. Поверх гнутого лобового листа корпуса наваривали два прямых бронелиста под углом 70 градусов друг к другу – верхний толщиной 14,5 мм (он имел больший угол наклона к вертикали) и нижний – 20 мм. Лобовая часть корпуса Pz II приобрела характерную угловатую форму. Бронирование лобовой части подбашенной коробки и башни в 1940 – 1941 годах усиливали обычным тогда методом экранирования – на лобовой лист подбашенной коробки болтами с пулестойкими головками крепили дополнительный 20 мм бронелист, такой же, но изогнутый, крепили на лобовую часть башни. На маску пушки болтами крепился дополнительный щиток с отгибами сверху и снизу – для защиты стыков маски и краев амбразуры от попадания внутрь свинцовых брызг и мелких осколков пуль. Впрочем, от этого щитка вскоре отказались. Зазор между подбашенной коробкой и башней защитили от заклинивания при попадании снаряда или пули низким пулестойким ограждением (бортиком), приваренным на подбашенный лист. Низким щитком защитили спереди и смотровой лючок в борту отделения управления. С 12 до 50 мм увеличили толщину бронестекол смотровых приборов, новую форму получила бронекрышка передней смотровой щели механика-водителя. Бронекрышки боковых смотровых приборов механика-водителя могли не иметь смотровых щелей.

Экипаж танка Pz.ll Ausf C у своей боевой ма¬шины. Июнь 1940 года. Танк имеет дополнительную бронировку передней части корпуса, на лобовом листе видна укладка запасных траков, а также блоки радиостанции Fu5.

Экипаж танка Pz.ll Ausf C у своей боевой машины. Июнь 1940 года. Танк имеет дополнительную бронировку передней части корпуса, на лобовом листе видна укладка запасных траков, а также блоки радиостанции Fu5.

Из-за усиления бронирования масса танка увеличилась до 9,5 т. При сохранении той же силовой установки скорость хода машины по местности снизились. Для улучшения обзора командира на крыше башни вместо двухстворчатого люка появляется командирская башенка с восемью перископическими смотровыми блоками, обеспечивавшая круговой обзор – опыт показал, что поворотный перископический прибор желаемого обзора не дает. Расширение секторов обзора экипажа наряду с обеспечением бесперебойной радиосвязи между танками с помощью УКВ-радиостанции было общим направлением улучшения управления танками на поле боя. Башенка имела круглый люк с откидывающейся вперед крышкой, сверху триплексы защищал кольцевой козырек. Крышки люков снабжали кожаным подбоем, дабы защитить головы членов экипажа от сильных ударов при движении – следует вспомнить, что германские танкисты не пользовались защитными шлемами. Установка вооружения снабжалась телескопическим прицелом TZF 4/38. На корме корпуса по бортам могли крепиться мортирки для выстреливания дымовых гранат – по две на борт.
Вооружение немцы почему-то модернизировать не стали – обычно это объясняется малыми размерами башен. Действительно, из пушек большего калибра в башню Pz II «вписывалась» только 37-мм KwK L/45, устанавливаемая в Pz III, но тогда в башне «двойки» становилось слишком тесно, да и размещать боекомплект было практически негде. Впоследствии эту пушку устанавливали в башни Pz II, используемые в фортификационных сооружениях, где эти проблемы легко разрешались (пулемет MG 34 при этом демонтировался). Однако совершенно непонятно, почему в штатную башню нельзя было установить 20-мм пушку с «зенитным» неукороченным стволом длиной 1300 мм. В этом случае начальная скорость бронебойного снаряда увеличивалась с 780 до 835 м/с и соответственно возрастала бронепробиваемость. Видимо, решающее значение тут имел выход ствола пушки за габариты танка, что в то время повсеместно считалось неприемлемым. Кстати, именно из-за этого ствол пушки KwK 30 был укорочен на 300 мм по сравнению со стволом зенитного орудия Flak 30.

Легкий танк Pz ll Ausf C, прошедший модернизацию – машина имеет дополнительное бронирование передней части корпуса и командирскую башенку на башне. Вооружение не установлено.

Легкий танк Pz ll Ausf C, прошедший модернизацию – машина имеет дополнительное бронирование передней части корпуса и командирскую башенку на башне. Вооружение не установлено.

После Польской кампании почти все «двойки» ранних выпусков были доведены до стандарта Ausf C. Последовали и новые улучшения, в частности, погон башни спереди и сзади был защищен специальным броневым бортиком, предохранявшим башню от заклинивания при попадании пуль и осколков. Необходимые изменения и доработки вносились по мере прохождения танками капитального ремонта. К началу кампании против Франции в мае 1940 года модернизировали около 70 % Pz II прежних модификаций. Остальные дорабатывали уже в 1941 году. К началу операции «Барбаросса» большую часть «двоек» модернизировали, однако в войсковых частях оставались и немодернизированные танки.

Легкие танки Pz ll Ausf C, прошедшие модернизацию, перед получением их экипажами.

Легкие танки Pz ll Ausf C, прошедшие модернизацию, перед получением их экипажами.

Следует упомянуть, что в ноябре 1938 года фирма MAN начала работы над установкой в танк Pz ll дизеля HWA 1038G мощностью 175 – 200 л.с. Но испытания закончились неудачно, и в конце 1940 года эксперименты прекратили.

(Продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *