Miniatyura_172

Легкий танк «Форд 3-тонный». Часть 2

Ходовая часть танка «Форд» включала на один борт 6 опорных катков, сблокированных по три на двух тележках, подвешенных на полуэллиптических рессорах к продольной балке. Малый динамический ход катков до удара в балку не прибавлял экипажу комфортности при движении. Два поддерживающих ролика также крепились на полуэллиптической рессоре. Одинарное ведущее колесо – заднего расположения, зацепление гусеницы – зубовое, за шарнир трака. Гусеничный обвод выступал за пределы корпуса. Направляющие колеса большого диаметра были вынесены вперед и вверх, причем ось направляющих колес крепилась снаружи. Как видим, здесь использована примерно та же схема, что и в танке Рено, но с другим конструктивным оформлением. Обращают на себя внимание, однако, крепление оси направляющих колес снаружи на внешних кронштейнах и отсутствие приспособления для регулировки натяжения гусеничных цепей – видимо, для упрощения. Трак гусеницы – сборный (в этом танк ближе к трактору «Холт», чем к танку «Рено»), включал подушку и два рельса, на которых опорные катки удерживались ребордами.

Легкий танк «Форд»

Легкий танк «Форд»

Для наблюдения и вентиляции служил возвышающийся над гусеничным обводом грибовидный колпак со смотровыми щелями, также схожий с «Рено». На марше крышка люка водителя откидывалась вверх, образуя его окно, но поскольку выступающие вперед короб установки вооружения и гусеничный обвод сильно ограничивали обзор водителю, колпак оказывался ему необходим и тут. Для повышения возможности преодолевать рвы и вертикальные препятствия сзади жестко крепился «хвост». На корпусе сверху крепились рымы, рассчитанные на облегчение погрузки-разгрузки танка при перевозках. Имелись и буксирные приспособления.

Легкий танк «Форд»

Легкий танк «Форд»

Планировалось, что за счет широкого использования автомобильных агрегатов удастся собирать до 100 танков в месяц. Причем танк должен был решать задачи не только боевой машины, но и транспортера боеприпасов, и легкого артиллерийского тягача. Поскольку танк был построен только к середине 1918 г., то принять участие в боевых операциях он не успел. К 11 ноября 1918 г. – к моменту перемирия – была собрана только опытная партия из 15 машин, из которых лишь 10 направили в войска. Служили они весьма недолго и в середине 1920-х гг. их полностью заменили на «Американские Рено». Естественно, заказ на 15 тысяч серийных машин отменили.
«Форд» модели 1918 г. можно считать первым представителем класса машин, получивших позднее название танкеток и малых танков (а к ним относили машины до 5 т). В пользу этого, кроме малой массы, говорит численность экипажа, вооружение, использование автомобильных агрегатов, низкий силуэт. Правда, танкетки, созданные в середине 1920-х годов, имели существенное отличие от американского первенца – маневренность.

Экземпляр танка «Форд 3-тонный» в Музее Паттона

Экземпляр танка «Форд 3-тонный» в Музее Паттона

Летом 1918 г. по требованию Министерства армии США, явно вдохновленного успехами французских «Рено» FT, на основе «Форда 3-тонного» в опытном по рядке построили 7,5-тонный танк А(1) с экипажем 3 человека, установкой 37-мм пушки во вращающейся башне и 7,62-мм пулемета в корпусе. О необходимости такого танка – столь же подвижного, как «Рено» FT, и с установкой вооружения в башне, но более крупного и с экипажем 3 человека, – заговорили в штабе генерала Першинга. Вместо двух двигателей установили один 6-цилиндровый «Гудзон» в 60 л.с. с водяным охлаждением, который через специальную зубчатую передачу соединялся с той же «двойной» трансмиссией. Танк был примерно на 0,75 м длиннее «Форда 3-тонного», высота достигла 2,4 м. Несмотря на лучшую вооруженность и возможность преодолевать несколько более широкие окопы, А(1) не показал каких-либо преимуществ перед «Рено», так что основу немногочисленных танковых сил США после Первой мировой войны составили «Рено» американского производства.

Источники:
1. По материалам сайта proorujie.com
2. По материалам сайта tankibtr.narod.ru
3. Федосеев С. Л. Танки Первой мировой. – М.: Яуза: Эксмо, 2010. – 640 с., илл. – (Великая забытая война).
4. Федосеев С. Л. Танки Первой мировой войны: иллюстрированный справочник. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2002. – 288 с.,: илл. – (Военная техника).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *