Miniatyura_171

Легкий танк «Форд 3-тонный». Часть 1

Если строившийся в США Мк VIII был развитием линии британских ромбовидных танков, а «Американский Рено» – модификацией французского «Рено» FT, то легкий (а точнее, малый) танк «Форд» был куда более оригинален.
США вступили в Первую Мировую войну только в апреле 1917 года и не успели как следует «поиграть в танки». Но готовились они основательно. «Форд 3-тонный» должен был стать основным легким танком армии США. Выпускать его планировали с поистине американским размахом: серия должна была составить 15000 машин. Двухместный танк, массовое производство которого было бы максимально дешево (существенная черта, вытекавшая из опыта массового автомобильного производства), вошел в танковую программу уже в 1917 г., но его доводку до серийного образца фирма «Форд» смогла закончить только к концу 1918 г.
Тактико-технические характеристика танка «Форд» модели 1918 г.В общих чертах новая машина сильно напоминала французский Renault FT-17 и была выполнена по безбашенной схеме с кормовым расположением моторно-транмиссионного отделения. Впоследствии эта схема стала классической. Водитель (механик-водитель) сидел впереди справа, слева от него – наводчик, обслуживавший 7,62-мм пулемет «Браунинг». Установка вооружения допускала качание в двух плоскостях и включала бронированный кожух ствола. Сообщения об установке на части танков 57-мм пушки, возможно, вызвано именно массивной бронировкой вооружения. Посадка и высадка производились через лобовой люк водителя и через верхний люк наводчика – оба имели откидные крышки на внешних петлях. Корпус собирался клепкой на уголках из плоских бронелистов, причем заметно стремление устанавливать листы под большими углами наклона. «Ужатость» машины была достигнута за счет тесноты и неудобства обитаемого объема. Единственным существенным отличием американского танка было отсутствие башни: пулемет и пушка устанавливались в лобовом листе корпуса.

Проекции 3- тонного танка «Форд» 1918 г. (с чертежа А. Калашника)

Проекции 3- тонного танка «Форд» 1918 г. (с чертежа А. Калашника)

Подобно Рено, конструкторы «Форд» использовали готовые узлы и детали автомобильного производства, так как фирма планировала выпускать машины подобного типа сотнями, но с минимальными затратами. В кормовой части параллельно ставились два автомобильных двигателя водяного охлаждения, каждый из которых соединялся со своей планетарной коробкой передач (две скорости вперед, одна назад) и приводил в движение гусеницу одного борта. Силовая установка имела единый для обоих двигателей карбюратор и один электростартер. Установленные позади двигателей радиаторы обдувались вентилятором, прогонявшим воздух через решетку в нижнем кормовом листе и через просвет между верхними листами моторно-трансмиссионного отделения, прикрытый двухскатной бронекрышей. Крепление верхних листов и крыши на петлях должно было облегчить обслуживание и ремонт силовой установки. Механизмом поворота служили бортовые фрикционы. Механизмы поворота и валы бортовых передач монтировались в едином картере. Водитель управлял машиной с помощью двух педалей (правая – зажигание и акселератор, левая – двойной тормоз) и двух рычагов поворота.

Легкий танк «Форд 3-тонный».

Легкий танк «Форд 3-тонный».

(Окончание следует)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *