Мииниатюра_176

Легкий танк «Фиат 3000». Часть 1

В 1917 году итальянская армия, уже успевшая потерпеть серию серьёзных поражений на австрийском фронте, решилась радикально увеличить свои бронесилы путем закупки танков. В 1918 году Франция поставила Италии один тяжелый танк «Шнейдер»» и несколько легких «Рено» FT-17. Итальянцы потребовали поставки именно FT-17, но в то время Франция едва обеспечивала танками собственную армию и не могла удовлетворить заявку итальянцев. По этой причине они решили самостоятельно строить танк, подобный «Рено»» FT-17, но с использованием узлов и деталей отечественного производства. Разработку танка осуществили фирмы «Ансальдо» и «Бреда», а заказ на производство 1400 машин был размещен на фирме «Фиат». Но Первая мировая война закончилась и в 1918 году заказ был сокращен до 100 единиц. Поставки танков должны были начаться с сентября 1919 года.
За это время итальянские инженеры сделали вывод, что конструкция FT-17 далека от оптимальной. Французский танк имел очень высокую центровку и часто переворачивался при преодолении глубоких траншей и вертикальных стенок. Состав вооружения и скоростные качества FT-17 также требовали улучшения. Так появился план строить собственный вариант легкого танка, получивший название Fiat 3000.

Тактико-технические характеристики легкого танка «Фиат 3000»Итальянцы не собирались вносить больших изменений в уже имевшуюся конструкцию. Ходовая часть сохранила 8 опорных катков на борт, сблокированных в четыре тележки, количество поддерживающих роликов уменьшилось до 5, ведущее колесо было большего диаметра. Доработке подверглась балка, на которой крепились система натяжения гусениц (спиральная пружина) и направляющее колесо. Подвеска осталась балансирная, с листовыми полуэллиптическими рессорами, прикрытыми броневыми листами. Гусеница включала 52 трака и в целом не очень отличилась от гусеницы FT-17. Правда, на более поздних модификациях, гусеничные траки выполнялись не гладкими, что обеспечивало лучшее сцепление с поверхностью.

Легкий танк «Фиат 3000»

Легкий танк «Фиат 3000»

Клёпаный корпус танка собирался из катаных броневых листов от 6 до 16 мм, то есть бронезащита оставалась на уровне FT-17, но в отличие от оригинала форма корпуса «Фиат 3000» была более простой. Носовая часть получила спрямлённые бортовые бронелисты, а верхний бронелист выполнялся цельным. Кормовая часть была существенно короче за счет перекомпоновки моторно-трансмиссионного отделения: итальянский 4-цилиндровый двигатель Fiat мощностью 50 л.с. был установлен не вдоль, а поперёк. Кроме того, танк получил упрощенную коробку переключения передач. Запуск двигателя осуществлялся с внешней стороны при помощи рукоятки, хотя командир танка мог запустить его из боевого отделения, используя магнето. Радиатор размещался сверху двигателя, а бензобак вплотную примыкал к кормовому бронелисту.

Легкий танк «Фиат 3000»

Легкий танк «Фиат 3000»

У танка «Фиат 3000» было две выхлопных трубы (у FT-17 – одна по правому борту), которые выводились на оба борта и были защищены бронированным кожухом. К кормовой части корпуса также крепились домкрат и «хвост» для преодоления широких траншей и канав. «Хвост» крепился к корпусу на болтах и имел ферменную конструкцию с гнутой металлической пластиной на её внешней части. Хотя корпус танка, по заявлению самой фирмы, был выполнен герметичным, в боевом отделении установили насос для удаления воды. На внешней стороне корпуса имелось четыре буксировочных кольца, способных выдерживать нагрузку в 1 тонну.
Электрооборудование и освещение на танке отсутствовало, поэтому в темное время суток экипаж мог полагаться только на собственные силы. Приборы внутренней и внешней связи также не устанавливались из-за тесноты в боевом отделении. Водитель и командир танка общались посредством жестикуляции (и это при итальянском темпераменте).
Компоновка боевого отделения осталась прежней. Командир танка, как и раньше, не только командовал машиной, но и выполнял функции стрелка и заряжающего. Боевой отсек отделялся бронированной противопожарной перегородкой от моторно-трансмиссионного отделения. На полу находились ящики для запасных частей и инструментов для чистки оружия.

Легкий танк «Фиат 3000»

Легкий танк «Фиат 3000»

(Окончание следует)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *